Актуальное

Миллиардные вложения в РПЛ: букмекеры расширяют инвестиционные горизонты

23.09.2024

Букмекерский рынок РФ развивается семимильными шагами. По информации ЕРАИ (Единого регулятора азартных игр), выручка букмекерских контор в 2023 году достигла ошеломляющих 1,224 трлн рублей. А за первые шесть месяцев 2024 года сумма перевалила за 835 млрд. 

Рост прибыли неслучаен. Времена, когда болельщики делали ставки, а также искали бонусы и промокоды у Beteraи других иностранных букмекеров, позади. Планомерная борьба с нелегальными операторами привела к тому, что игроки предпочитают регистрироваться в БК, легально работающих в России. 

Но российские букмекеры не просто гребут прибыль лопатой — они буквально тащат отечественный футбол, вливая в него миллиарды.

Кто и сколько получает: топовые спонсорские сделки сезона

Давайте разберёмся, куда идут эти деньги. В 2023 году БК вложились в футбол на сумму свыше 9 миллиардов. Большая часть денег пришлась на клубы и турниры высшего дивизиона. Суммы указаны в рублях:

1. 2,76 млрд — сумма контракта российской Премьер-лиги и БК «Винлайн».

2. 2,4 млрд получает Кубок России от «Фонбет».

3. 1 млрд — сумма контракта «Динамо» с БК «Бетбум».

4. 500 млн зарабатывает Первая Лига по соглашению с «Мелбет».

5. 450 млн выплачивает «ПАРИ» клубу «Пари НН».

6. 350 млн получает «Спартак» от «Винлайна». 

7. 250 млн «Винлайн» выплатил «Зениту».

Такие масштабные финансовые вливания кардинально меняют экономику клубов. Например, в Кубке России призовой фонд вырос до 1,5 млрд рублей в сезоне-2023/2024, тогда как всего два года назад он едва превышал 150 миллионов. 

В сезоне-2023/2024 беттинг-спонсоры были у всех команд РПЛ. Данные по суммам есть в диаграмме ниже.

 

Важное замечание! В 2024 году «Спартак»  и «Зенит» перезаключили контракты с Winline и получают по новым соглашением уже около миллиарда.

Что букмекеры хотят взамен

Никто не отдаёт миллиарды рублей просто так. Букмекеры требуют от клубов активной работы на медиаполе. Чаще всего в контрактах прописаны следующие моменты:

● Логотипы на формах команд.

● Брендирование стадионов: изменение названия арены, реклама на ограждениях вокруг поля, оформление фан-зон и т. д.

● Активное присутствие в соцсетях.

● Как можно больше упоминаний в различных СМИ и на интернет-ресурсах.

● Работа с болельщиками.

Это не просто формальность — клубы должны вкладываться в свои маркетинговые кампании, чтобы соответствовать ожиданиям спонсоров. Один из ярких примеров — нашумевший в 2022 году PR-проект «Когда горят костры рябин. БК «ПАРИ» наняла человека по вакансии Календарь-менеджер», который переворачивал календарь до и после матча «Пари НН» с «Факелом». Естественно, игра прошла 3 сентября. 

Новость активно завирусилась — охват составил 68 млн человек, публикации об этом появились в 193 СМИ. При этом на мероприятие было потрачено менее 100 тыс. Это отличный пример того, как создавать громкие инфоповоды без особых затрат.

Цели сотрудничества букмекеров со спортивными клубами и лигами понятны:

● нарастить клиентскую базу;

● улучшить узнаваемость БК;

● повысить лояльность болельщиков.

Но не все команды готовы работать засучив рукава, чтобы получить лишние десятки, а то и сотни миллионов. И с такими клубами букмекеры «партнёриться»  не хотят. Так, перед началом сезона-2024/2025 сразу у трёх команд не было контрактов с букмекерами. 

И если махачкалинское «Динамо» уже договорилось с «БЕТСИТИ» (сумму не разглашали, но по слухам она составит около 70 млн в год), то у «Оренбурга» и «Химок» всё туманно. И пока нет даже слухов о переговорах с букмекерами, и это говорит о том, что предметный интерес к сотрудничеству пока не проявил никто.

Новая игра: как БК мотивируют клубы на маркетинговую активность

Пример Первой Лиги с «Мелбет» показал, как можно стимулировать команды к развитию медийки. В 2024 году был запущен чемпионат по маркетингу, где клубы соревновались не на поле, а в медиаактивности. Победителем стал ФК «Черноморец», заработавший 3,1 млн рублей. К сведению: победитель самой лиги — ФК «Химки» — получил 3,76 млн за чемпионство. 

Критерии, по которым проводился чемпионат по коммерции

Этот кейс оказался настолько успешным, что теперь и в РПЛ предусмотрены премии за медийные показатели.

Букмекеры и футбол: что нас ждёт дальше

Будущее российского футбола во многом зависит от партнёрства с букмекерами. Особенно в свете уменьшения государственного финансирования. 

Объёмы инвестиций продолжат расти, но и требования к клубам станут жёстче. Те, кто не сумеет активно развивать свой бренд и удерживать внимание аудитории, рискуют остаться на обочине. Пример «Оренбурга» и «Химок», не имеющих беттинг-спонсоров, говорит сам за себя.

Но для тех, кто готов играть по новым правилам, двери к большим контрактам и инвестициям открыты. Букмекеры — не просто спонсоры, это двигатель, который ускоряет весь российский спорт.