Букмекерский рынок РФ развивается семимильными шагами. По информации ЕРАИ (Единого регулятора азартных игр), выручка букмекерских контор в 2023 году достигла ошеломляющих 1,224 трлн рублей. А за первые шесть месяцев 2024 года сумма перевалила за 835 млрд.
Рост прибыли неслучаен. Времена, когда болельщики делали ставки, а также искали бонусы и промокоды у Beteraи других иностранных букмекеров, позади. Планомерная борьба с нелегальными операторами привела к тому, что игроки предпочитают регистрироваться в БК, легально работающих в России.
Но российские букмекеры не просто гребут прибыль лопатой — они буквально тащат отечественный футбол, вливая в него миллиарды.
Давайте разберёмся, куда идут эти деньги. В 2023 году БК вложились в футбол на сумму свыше 9 миллиардов. Большая часть денег пришлась на клубы и турниры высшего дивизиона. Суммы указаны в рублях:
1. 2,76 млрд — сумма контракта российской Премьер-лиги и БК «Винлайн».
2. 2,4 млрд получает Кубок России от «Фонбет».
3. 1 млрд — сумма контракта «Динамо» с БК «Бетбум».
4. 500 млн зарабатывает Первая Лига по соглашению с «Мелбет».
5. 450 млн выплачивает «ПАРИ» клубу «Пари НН».
6. 350 млн получает «Спартак» от «Винлайна».
7. 250 млн «Винлайн» выплатил «Зениту».
Такие масштабные финансовые вливания кардинально меняют экономику клубов. Например, в Кубке России призовой фонд вырос до 1,5 млрд рублей в сезоне-2023/2024, тогда как всего два года назад он едва превышал 150 миллионов.
В сезоне-2023/2024 беттинг-спонсоры были у всех команд РПЛ. Данные по суммам есть в диаграмме ниже.
Важное замечание! В 2024 году «Спартак» и «Зенит» перезаключили контракты с Winline и получают по новым соглашением уже около миллиарда.
Никто не отдаёт миллиарды рублей просто так. Букмекеры требуют от клубов активной работы на медиаполе. Чаще всего в контрактах прописаны следующие моменты:
● Логотипы на формах команд.
● Брендирование стадионов: изменение названия арены, реклама на ограждениях вокруг поля, оформление фан-зон и т. д.
● Активное присутствие в соцсетях.
● Как можно больше упоминаний в различных СМИ и на интернет-ресурсах.
● Работа с болельщиками.
Это не просто формальность — клубы должны вкладываться в свои маркетинговые кампании, чтобы соответствовать ожиданиям спонсоров. Один из ярких примеров — нашумевший в 2022 году PR-проект «Когда горят костры рябин. БК «ПАРИ» наняла человека по вакансии Календарь-менеджер», который переворачивал календарь до и после матча «Пари НН» с «Факелом». Естественно, игра прошла 3 сентября.
Новость активно завирусилась — охват составил 68 млн человек, публикации об этом появились в 193 СМИ. При этом на мероприятие было потрачено менее 100 тыс. Это отличный пример того, как создавать громкие инфоповоды без особых затрат.
Цели сотрудничества букмекеров со спортивными клубами и лигами понятны:
● нарастить клиентскую базу;
● улучшить узнаваемость БК;
● повысить лояльность болельщиков.
Но не все команды готовы работать засучив рукава, чтобы получить лишние десятки, а то и сотни миллионов. И с такими клубами букмекеры «партнёриться» не хотят. Так, перед началом сезона-2024/2025 сразу у трёх команд не было контрактов с букмекерами.
И если махачкалинское «Динамо» уже договорилось с «БЕТСИТИ» (сумму не разглашали, но по слухам она составит около 70 млн в год), то у «Оренбурга» и «Химок» всё туманно. И пока нет даже слухов о переговорах с букмекерами, и это говорит о том, что предметный интерес к сотрудничеству пока не проявил никто.
Пример Первой Лиги с «Мелбет» показал, как можно стимулировать команды к развитию медийки. В 2024 году был запущен чемпионат по маркетингу, где клубы соревновались не на поле, а в медиаактивности. Победителем стал ФК «Черноморец», заработавший 3,1 млн рублей. К сведению: победитель самой лиги — ФК «Химки» — получил 3,76 млн за чемпионство.
Критерии, по которым проводился чемпионат по коммерции
Этот кейс оказался настолько успешным, что теперь и в РПЛ предусмотрены премии за медийные показатели.
Будущее российского футбола во многом зависит от партнёрства с букмекерами. Особенно в свете уменьшения государственного финансирования.
Объёмы инвестиций продолжат расти, но и требования к клубам станут жёстче. Те, кто не сумеет активно развивать свой бренд и удерживать внимание аудитории, рискуют остаться на обочине. Пример «Оренбурга» и «Химок», не имеющих беттинг-спонсоров, говорит сам за себя.
Но для тех, кто готов играть по новым правилам, двери к большим контрактам и инвестициям открыты. Букмекеры — не просто спонсоры, это двигатель, который ускоряет весь российский спорт.