Для многих отработанные карьеры стали излюбленным местом отдыха, а вот для местных властей – головной болью. Ведь карьеры – это производственные объекты. В чем их опасность и что ждет белорусские сейшелы, попыталась разобраться “НГ”.
И искупаться, и порыбачить
В теплую погоду на меловых карьерах многолюдно. Отдыхающие остаются на несколько дней и ночуют в палатках, иногда разбивают целые лагеря.
“Красносельские карьеры очень живописны, — пояснил завсегдатай этих мест Павел. — В последнее время их популярность возросла, людей много. Но не больше, чем, например, на Минском море. Мы с друзьями сюда ездим уже не первый год”.
Даже после окончания купального сезона эти места не пустуют. Почти всегда здесь можно встретить местных рыбаков. “Улов хороший, — поделился Михаил Зезюля. — Водятся карась, линь, щука, окунь, карп, сом. На отмелях можно половить раков”.
Людей привлекают лазурный цвет и чистота воды. Это связано с тем, что меловые карьеры довольно глубокие и на дне после прекращения разработки остается еще достаточно мела. Со временем карьеры заполняются грунтовыми водами. Так и появляются меловые озера, которые называют голубыми.
Нечистое место
В стране посмотреть на эти чудеса природы можно в нескольких местах, но самые популярные — Любанские и Красносельские карьеры. На первый взгляд кажется, что наличие такого места отдыха выгодно для района. Но пока это доставляет лишь беспокойство местным властям — карьеры захламляются мусором. Кое-где вырастают целые свалки.
“В будний день здесь бывает около 50—60 человек, в выходные в десятки раз больше, — рассказал главный лесничий ГЛХУ “Любанский лесхоз” Валерий Сухнат. — Отдыхающие редко убирают за собой. А если каждый выбросит, например, по бутылке, представьте, сколько мусора наберется”.
ГЛХУ “Любанский лесхоз”, которому принадлежат меловые озера под Любанью, вынужден решать проблему за собственные средства.
На меловых карьерах возле городского поселка Красносельский Волковысского района дела обстоят не лучше. Здесь проблему загрязнения люди стараются решить своими силами: организовывают субботники.
Не зная броду
Загрязнение только вершина айсберга проблем. Очень остро стоит вопрос безопасности отдыхающих. Карьеры не контролируются ни одной спасательной организацией, так как это производственные объекты.
После изъятия мела из месторождения на дне образуются уступы. Можно сделать шаг в воде — и под ногами глубина 20 метров.
Находиться на берегу тоже не везде безопасно: в любой момент может произойти обвал. Несколько лет назад в Красносельском такой случай унес жизнь человека. На объекте работали пять автомобилей МАЗ, и один из грузовиков оказался полностью погребен под пятиметровым слоем мела.
“Два последних года подряд на карьерах гибнут люди, — рассказал председатель Волковысской районной организации ОСВОД Наиль Башмаков. — Пока не будут проведены мероприятия по обустройству территории, купание там запрещено”.
Запрещающий знак
Владелец волковысских карьеров ОАО “Красносельскстройматериалы” пытается бороться с нарушителями. На территории, где запрещено нахождение людей и автотранспорта, расставлены специальные знаки. Также на местах въезда возведены насыпи. Но преодолеть их пешком не составляет большого труда.
В ОАО “Красносельскстройматериалы” обеспокоены нынешней ситуацией, но огородить 256 гектаров не представляется возможным. Да и какой результат это даст?
Еще один вариант решения проблемы, который активно предлагают в интернете, — сделать карьеры полноценным туристическим объектом. Для этого нужны деньги. Как сообщил главный инженер ОАО “Красносельскстройматериалы” Владимир Мойса, ощутимой финансовой выгоды рекультивация отработанных карьеров заводу не принесет, а предложений от инвесторов нет.
Деньги на воде
Вопрос о том, какое будущее ожидает меловые карьеры, остается открытым.
Возможных сценариев несколько. “Только после придания карьерам определенного статуса можно будет говорить об их дальнейшей судьбе, — объяснил начальник управления регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Завьялов. — Они могут использоваться как место отдыха или рыболовства, для орошения в сельском хозяйстве, как пожарные водоемы — вариантов много”.
Любанские власти видят в белорусских Сейшелах рекреационный потенциал. “Сейчас ведутся поиски инвестора, — рассказал председатель Любанского районного Совета депутатов Олег Головчиц. — Мало вложить деньги только в сервисные объекты. Надо, например, вырыть неглубокий водоем для детей и тех, кто плохо плавает. Не каждый инвестор готов на такие затраты. Приезжают, интересуются, в том числе и россияне, но пока дело не движется”.
В Министерстве спорта и туризма к идее поиска инвесторов относятся положительно. “Сегодня следует использовать любую возможность привлечь отдыхающих, — прокомментировал заместитель директора департамента по туризму Андрей Мартынов. — Если люди едут отдыхать на карьеры, почему бы не создать им нормальные условия?”
“Можно ли заработать на меловых карьерах, сказать сложно, — считает ведущий специалист по внутреннему туризму компании “ЦентрКурорт” Ольга Курилова. — Например, в интернете есть информация, что со временем карьеры теряют необычный цвет воды и берегов. Если это так, то я не уверена, что вложения окупятся”.
Вопросов много. Но они требуют решения. Чем же станут меловые карьеры: излюбленным местом отдыха или закрытой от посторонних глаз территорией?