Новости заведений

Британские завтраки в столице. Интервью с Алиной Малаховой о кинобизнесе в Беларуси

Royal Oak Pub (Роял Оук Паб)

04.05.2016

Первым гостем нового проекта «Британские завтраки в столице» портала dosug.by стала PR-менеджер в сфере кинодистрибьюции Алина Малахова. Во время завтрака в заведении «RoyalOakPub» мы обсудили, как «привезти» фильм в Беларусь, как заинтересовать им зрителя и почему российские киноленты, несмотря на негативные настроения тех же зрителей, по-прежнему собирают полные залы.

- Алина, первый вопрос: какой ваш любимый фильм?

- Самый любимый? Очень много достойного кино. Сходу могу сказать, что, как ни банально, но люблю «сказку» Гарри Маршалла, фильм «Красотка». Кинолента уже стала классикой. История Золушки, девушки легкого поведения, с красивой картинкой и хэппи эндом. Стоит ли рассказывать сюжет – едва ли кто-то не видел эту картину! Люблю советское кино – оно какое-то теплое, что ли…Из недавно вышедших фильмов сильное впечатление произвел «Страшные сказки». Фильм-открытие: не пропускаю фильмов с Венсаном Касселем, но и сюжет неизбитый. А еще я, как и многие женщины, обожаю Дмитрия Нагиева, потому вспоминается дураческий «Самый лучший день». Владимира Машкова люблю, Данилу Козловского – во всех ипостасях! Я не намекаю на «Экипаж». Машков – это Гоцман, а Козловский – это, конечно, Харламов! В скором времени выйдут фильмы «Ледокол» и «Дуэлянт». Думаю, тоже попадут в разряд onelove :)

- Раньше к Козловскому многие относились негативно, но после нескольких ролей в знаковых фильмах его называют чуть ли не лучшим российским актером.

- В «Хардкоре» он очень необычен. Ведь все привыкли видеть его, скорее, романтичным  героем. Кстати, кинолента хорошо себя показала как в российском, так и американском прокате. Думаю, имя Тимура Бекмамбетова [продюсер фильма - прим. ред.], хорошо известного в США (там у него есть полноценная кинокомпания), сильно помогло «Хардкору» Ильи Найшуллера [прим.ред. – режиссер фильма]. А свою режиссерскую славу на мировой арене Бекмамбетов, наверное,  завоевал, сняв в своей картине «Особо опасен» Анджелину Джоли. Как известно, актриса снимается далеко не у всех.

- Прекрасны и его «Дозоры».

- Да, они гремели в России, Европе и Штатах. Некоторые издания даже называли их «русским феноменом». Я могу ошибаться, но, пожалуй, моду на американские спецэффекты в российском в кино ввел именно Бекмамбетов.

- Теперь давайте поговорим о том, как организовать прокат какой-нибудь киноленты в Беларуси.

- Начнем с приобретения прав. Ранее в Минске в сфере кино монополистом было УП «Киновидеопрокат», а теперь у нас есть несколько коммерческих кинотеатров, и не только в столице, но и регионы могут похвастаться. А, значит, есть и здоровая конкуренция, что очень хорошо. Киностудия снимает фильм и предлагает его кинодистрибьюторам – организациям, которые будут заниматься выбором региона проката, финансовым и правовым аспектом, рекламой, работать с кинотеатрами и т.д. После заключается договор с тем, кто будет осуществлять демонстрацию фильма. В нем прописывается все: сколько раз, в какой период будет показан фильм, что будет включать в себя рекламная кампания, штрафные санкции и т.д.

Попасть в кинотеатр фильм может несколькими способами. Если у нас запланирован предпоказ – кинолента по спутнику загружается на сервер кинотеатра. Кинотеатр получает ключ (или пароль) доступа к фильму на оговоренный с правообладателем или дистрибьютором срок. Иногда фильм загружается через Интернет, однако скачивать десятки террабайт длительно и хлопотно. Там тоже есть система паролей. Но чаще всего картина доставляется в Беларусь на жёстких дисках. Это твердые носители. За неделю все кинотеатры могут скопировать на свои серверы фильм и транслировать его зрителям, начиная со старта проката. После того, как все кинотеатры, работающие с фильмом, «сольют» себе фильм,  жесткий диск возвращают компании, которая занимается тиражированием кинокопий.

Если речь идет о каких-то ретроспективах или циклах, то организаторы закупают права на определенное количество демонстраций. Логистика примерно та же.

- А как делится прибыль с билета между кинодистрибьюторами и кинотеатрами?

- По-разному. Вообще, такую информацию разглашать не принято. Очень часто встречается схема 50 на 50. Как вариант – 70 на 30. Знаю, что так работают некоторые коммерческие кинотеатры. Бывает, что картина, так сказать, диктует условия. Тогда возникает множество нюансов.

- Алина, собственно, а как вы попали в мир кино? Ведь вы долгое время работали в концертной сфере.

- Есть такое понятие «ты себя зарекомендовал». Компания «Гельварс Синема», где я сейчас работаю, базируется в Москве. Руководство искало специалиста, регионального менеджера, который во всей Беларуси будет заниматься и рекламой, и пиаром, и немного маркетингом. Меня порекомендовала моя бывшая коллега, и я решила попробовать. Когда мне описали весь функционал, я была ошарашена: планирование, бюджетирование, где-то и партизанский маркетинг, ведение соцсетей, рассылки, партнерские пакеты, поиск спонсоров, организация мероприятий… Не испугалась – рискнула. Боевое крещение получала на премьере фильма «Парень с нашего кладбища», он неплохо прошел в кино, потому Головной офис принял решение продолжить проведение рекламных кампаний своих фильмов в Беларуси.

Поскольку спектр обязанностей велик, я даже затрудняюсь сказать, как именно звучит название моей должности. Склоняюсь все же к «региональный менеджер по маркетингу и рекламе», хотя…  Мы так и не пришли к конечному варианту :)

- Похоже, что работа в кинопрокате очень похожа на организацию концертов, только привозите вы не артиста, а фильм.

- Верно, необходимо постоянно всё контролировать: «приехала» ли запись, все ли получили фильм, все ли его скачали. Хоть это делает Москва, но я здесь всегда страхую. Особенно напряженной бывает подготовка предпремьер, ведь они, как правило, проходят за неделю до основного проката. Кинолента доставляется в кинотеатр ради одной демонстрации, она должна быть в срок выслана кинокомпанией, скачана кинотеатром, проверена. Иногда требуется приаттачивать рекламные ролики уже здесь на месте, а не в процессе монтажных работ.

- Среди кинопрокатчиков ходит шутка, что не так сложно снять фильм, как выпустить его в прокат.

- Абсолютно точно! :) А еще у киношников есть примета: если смеялись на съемочной площадке, то в зале зрители смеяться не будут. Это правило, правда, не распространяется на комедии: во время съемок «Самого лучшего дня» площадка сотрясалась от смеха.

Возвращаясь к теме выпуска в прокат: необходимо учитывать, что у каждого кинотеатра есть своя целевая аудитория. Например, арт-хаусную, но очень красивую и достойную «Кэрол» запускать в районных кинотеатрах не было смысла. Это кино не для всех.  Такое кино любят «Сильверы», «Дом Кино» - там вообще киноэлита зачастую собирается, кинотеатр «Беларусь», «Арт-кинотеатр».

Радует, что в минском «Киновидеопрокате», как и вообще в сфере кинопроката, работают люди с большим опытом работы. Они видели много разного кино: советского и современного на разных стадиях развития. С ними приятно вести диалог, они умеют аргументировать, советовать, рассуждать. Потому составление репертуара каждого кинотеатра – это особая  церемония. Нужно предугадать, чего захочет зритель. Промахи недопустимы. Особенно в кризис.

- Возвращаясь к «Самому лучшему дню»: как киноленте удалось продержаться в прокате так долго?

- Фильм, вышедший в декабре, был в прокате еще в феврале, и, как кто-то сказал, увидев вновь постер с Нагиевым «А Нагиева скоро снимут?». Фильм-загадка – его хаяли на чем свет стоит, но и так же громко хвалили. Никто не был равнодушен. И это прекрасно!

- Но многие ругают русское кино, в то время как российские киноленты часто собирают полные залы.

- Есть люди, которым неважно, что и за что ругать. Есть люди, которые высказывают свое мнение уже после просмотра. Отзывы о «Самом лучшем дне», как и о фильме «Горько» того же режиссера, всегда были самые разные - одни говорили, что это новое русское кино, а другие комментировали в стиле «что это за жесть такая?». О сексе, политике и религии не спорят. Я бы добавила в этот список культуру – кино, музыка, живопись, литература.

Что касается фильма – его успех в Беларуси, да и везде, зависит от разных факторов. Например, кто-то считает, что залог успеха в том, насколько раскрученным он придет к нам, в Беларусь конкретно, из России. Не могу с этим полностью согласиться. В «Бумер» Буслова в свое время кинотеатры не верили, а фильм стал эпохой! В кино идут или посмотреть на любимого актера, или увидеть новое творение любимого режиссера. Или потому, что все твои друзья посмотрели, а ты не можешь быть хуже всех. Или потому, что тебе порекомендовал его человек, мнению которого ты доверяешь. Важную роль играет и сарафанное радио: как сказал один российский режиссер, если мы снимем плохое кино – зритель об этом сразу узнает.

Уже допивая кофе, Алина вспомнила о фильме, который впечатлил ее совсем недавно:

- «Книга джунглей» - роскошная кинолента! Очень добрая, повествующая о преданности и дружбе. Я успела порекомендовать фильм кому только могла.

Выражаем благодарность Royal Oak Pub за помощь в проведении интервью и организации съемок.