Актуальное

Художественному – 85. Афиши и фотографии

25.01.2024
24 января 2024 года в 17 в Национальном художественном музее Республики Беларусь (ул. Ленина, 20) состоится торжественное открытие выставки «Художественному – 85 Афиши и фотографии», посвященная юбилейному году Национального художественного музея Республики Беларусь.
 
История создания музея берёт своё начало с даты 24 января 1939 года, когда было выдано постановление Совнаркома БССР «Об организации картинной галереи в г. Минске».
В экспозицию вошли более 30 афиш и 35 фотографий из архива музея и Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, которые отражают самые знаковые страницы музейной истории, начиная с 1939 года, и заканчивая событиями 2023 года. Афиши будут представлены в качестве экспонатов впервые.
Оригинальными маркерами музейной истории являются афиши выставок, лектория, концертов, музейных акций и других событий. Выставочная деятельность Государственной картинной галереи БССР (1939–1957), далее Государственного художественного музея БССР (1957–1993), Национального художественного музея Республики Беларусь (с 1993) очень насыщенная и разнообразная. Фонд афиш составляет более 2000 единиц. К сожалению, не сохранились афиши первых выставок, которые проходили в Галерее в довоенное время (выставка “Искусство Белорусской ССР” к Декаде белорусского искусства в Москве (1940), “Ленин и Сталин – организаторы БССР” (1940), “Художественные ремёсла народов СССР
из Государственного историко-художественного музея-заповедника г. Загорска” (1941)). Из послевоенного периода на выставке представлены наиболее “говорящие” экземпляры, которые иллюстрируют широкую географию выставочной деятельности музея (от Австралии и Эфиопии до США и Японии), свидетельствуют о сотрудничестве с ведущими музеями мира (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина, Смитсоновский институт, Пражская Национальная галерея, Дрезденская галерея, Музей Виктории и Альберта и 
др.) демонстрируют разнообразие техник (акварель, литография, офорт, шелкография, офсетная печать), а также являются отражением своего
времени.
Самые ранние афиши в экспозиции (1945 и 1946 года) содержат полный перечень художников-участников выставок, что не характерно для афиш
более позднего периода. В 1957 году на Гродненской фабрике офсетной печати был выпущен плакат Белорусского государственного художественного музея БССР тиражом 500 экземпляров. Плакат содержал информацию о коллекциях музея, времени работы и адрес, указано также Министерство культуры БССР. Впервые на афише присутствует прототип логотипа, фасад здания музея, что, безусловно, подчеркивает важное событие – переезд музея в собственное здание, спроектированное архитектором Михаилом Баклановым. Следующий рекламный плакат музея появляется только в 1989 году, всю его площадь занимает произведение Ивана Хруцкого “Портрет неизвестной с цветами и фруктами”, а также надпись в правом верхнем углу “Государственный художественный музей БССР” – что интересно, на четырёх языках (белорусский, русский, английский и французский).
Созданием афиш для художественных выставок занимались профессиональные художники-графики, которые получали специальные заказы. Иногда использовался единый модуль для сменных текстов, изображения произведений и фотографии художников, но также иногда это было авторское оригинальное произведение. Афиши были расклеены в городе на тумбах и пытались завоевать своего зрителя, зачастую становясь тем катализатором, что приводил публику в музей. На выставке представлены афиши художников-графиков: П. Семченко, А. Бетановой, А. Лось, С. Саркисова, В. Лядского, В. Смоляка и В. Васюка. Часто художники не подписывали своих произведений. Афиши к выставкам «Искусство древних городов Беларуси IX–XIV вв.» и «Иконопись Беларуси XVII–XVIII вв.» (1990) в исполнении Владимира Васюка впервые содержат логотип музея, что является быстро считываемым визуальным кодом в городском пространстве, посреди изобилия другой информации. С 2005 года у музея появляется логотип, который становится постоянным атрибутом афиш. Начинается визуальное формирование своего индивидуального фирменного стиля. Можно сказать, афиши перестали выполнять только информационную функцию, их значение и роль значительно расширились. Они становятся элементами музейного образа, первыми участниками музейной коммуникации, формируют имидж музея.
Афиши выставок и других музейных событий последних десяти лет представлены в экспозиции в цифровом формате.
Постепенно формировался и фонд музейных фотографий. На выставке представлены уникальные кадры с открытия Галереи в 1939 году с участием
первого директора Николая Михолапа (1939–1941). В 2020 году в музейный архив поступили копии фотоснимков августа 1941 года, сделанных персональным фотографом А. Гитлера и его близкого окружения, Вальтером Френцем, на которых показано, как рейхсфюрер Генрих Гиммлер входит в залы Государственной картинной галереи в Минске. Эти съёмки в экспозиции довоенной картинной галереи – пока единственные, которые
удалось отыскать. Более сотни фотографий передано в музей из Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов г. Дзержинска.
Уже с 1950-ых годов в музее работали профессиональные фотографы, в обязанности которых входило фотографирование музейных событий и
музейных предметов. На выставке представлены фотографии, отражающие время и его атрибуты, интерьеры экспозиционных залов, образы посетителей, а также важные события в истории музея.
 
Выставка продлится до 24 марта 2024 г.
 
Кураторы: Диана Шантор (раздел «Музейные афиши»), заведующая отделом научно-просветительской работы; Надежда Усова (раздел “Фотографии”), ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы.