Актуальное

Либеральный клуб: что дает Беларуси вступление в Болонский процесс?

21.09.2015

В мае 2015 года Беларусь со второй попытки присоединилась к Болонскому процессу, Европейскому пространству высшего образования. Вступление нашей страны было обусловлено принятием дорожной карты - списка реформ, которые должны быть выполнены до 2018 года, чтобы привести белорусскую высшую школу в соответствие с ценностями и принципами Болонского процесса.

 

Эта новость широко тиражировалась в СМИ, однако вопросы о том, что же получит Беларусь от вступления в Болонский процесс, как изменится процесс обучения, и почувствуют ли перемены белорусские студенты,  все еще остаются открытыми. Участники и приглашенные гости «Либерального клуба»  обсудили эти вопросы и высказывали свое мнение о том, какие изменения ждут белорусское образование и в чем белорусские студенты проигрывают зарубежным.

 

 

- Беларусь вступила в Болонский процесс ради привлечения иностранных студентов, - рассказал Вадим Можейко, эксперт по культуре и образованию.  - Задача увеличить количество иностранцев в университетах на 300 процентов за 2011-2015 год провалилась:  рост составил всего 19%. Можно сказать, что нас приняли в Болонский процесс авансом - да, заявка в 2015 году выполнена качественнее, чем в 2012, но Беларуси еще предстоит предпринять ряд не косметических, а практических реформ.

 

По словам депутата Палаты представителей Национального собрания РБ Валерия Бородени, Беларуси практически нечего предложить иностранцам:

 

- Белорусская система образования куда ближе к европейской, чем российская и украинская, например. Но у наших студентов есть большие минусы - низкий уровень владения иностранными языками и отсутствие мотивации при получении высшего образования. Мода на обучение в университете привела к тому, что главной целью стало получение диплома, а не приобретение каких-либо специализированных знаний.  Что Беларусь может предложить иностранным обучающимся? Например, изучение славянской культуры. Однако этого недостаточно! Важен вопрос: а сможем ли мы воспользоваться появившимися возможностями? Некоторые европейские страны при вступлении получили только «отток мозгов».

 

По мнению заведующего кафедрой Белорусского государственного технологического университета Сергея Ветохина, студентов-европейцев в Беларуси ждать не стоит.

 

- По сути, препятствий для продвижения и улучшения нашей системы образования больше, чем кажется.  Первые работы по привлечению иностранных студентов начались еще 15 лет назад, однако планируемая программа была выполнена некачественно и, в общем-то, провалилась. Однако студенты из-за границы у нас все равно есть - к нам приезжают учиться студенты из стран Восточной Европы и  Азии. На учащихся из Европы надеяться не стоит - у нас нет образовательных учреждений, которые могут их заинтересовать. Обменные программы останутся на том же уровне.

 

- Сам факт вступления Беларуси в Болонский процесс повышает заинтересованность студентов из Китая, Азии, - рассказал Александр Филиппов, декан факультета дополнительного образования в Белорусском государственном университете культуры и искусств. - Однако проблема белорусского образования в том, что оно мало связано с подготовкой кадров.  А именно подготовка квалифицированных специалистов стоит на первом месте в приоритетах Болонского процесса. И с точки зрения предоставления образовательных услуг мы неконкурентоспособны - иностранцам нам предложить нечего. Поэтому ждать прорывов не стоит.

 

Как отметил директор Центра развития студенческих инициатив Дмитрий Гоменюк, европейские студенты все-таки будут приезжать в Беларусь, но далеко не за образованием.


-  В нашу страну студенты приедут не за качественными и актуальными знаниями: их могут привлечь низкие цены, дешевый алкоголь и тому подобное. А белорусы, уезжающие сейчас учиться за границу, иногда по возвращению в родную страну сдают экзамены снова - даже деканат не всегда в курсе, как работает система обмена студентами! Обучающиеся в белорусских вузах до сих пор не имеют четкого представления, например, о курсах по выбору. А то, что в Беларуси называют студенческим самоуправлением, я бы назвал «клубами по интересам».

 

О том, как в Беларуси связаны университеты и заказчики кадров, рассказала Евгения Уроднич, партнер международной юридической фирмы VILGERTSLegal&Tax.


- Работодателю все равно, какой университет заканчивал кандидат на вакансию. Заказчикам кадров нужны люди, которые готовы работать, брать на себя ответственность. Оценки можно и наработать! Для работодателей оценки не являются самым важным критерием - например, мы можем рассмотреть отметки по профильным предметам, не более того.


В университетах мало практических занятий, что также сказывается на качестве обучения. После нескольких лет в вузе у большинства студентов отсутствуют такие навыки, как softskills -умения форматировать документы, писать электронные письма, time-management. Студенты при трудоустройстве надеются получать высокую зарплату, но, к сожалению, не обладают элементарными навыками! А те обучающиеся, которые начинают работать с второго-третьего курса, более востребованы на рынке труда.