• Актуальное
24.10.2016

«Раньше мы имитировали джаз»: большое интервью с Billy’s Band

Минувшая октябрьская ночь могла быть на редкость тоскливой: первый снег, слякоть и пронизывающий ветер. Если бы не существенное “но”: вновь в Минске выступили Billy’s Band, на этот раз не только с проверенными временем хитами, но и новым альбомом “Слегка”.

Островком тепла и света стал ресторан “Друзья”, чья сцена уже во второй раз принимала музыкантов. “Интересно, являются ли друзьями те, кто работает здесь? Наверняка они к этому стремятся” - рассуждал Билли Новик между песнями.

Альбом “Слегка” - чистый джаз на русском, без примеси блюза или рока, - был представлен лишь несколькими композициями. И сейчас петербуржцы не перестают радовать публику давно и горячо любимыми песнями: визитной “Оторвёмся по-питерски”, “Поваляемся” и “Немного смерти, немного любви”. С трио разделил сцену “купчинец в девятом поколении” Владимир Китляр (терменвокс), искусно вплетавший звучание необычного инструмента в знакомые партии.

Перед концертом группа согласилась дать интервью, в процессе превратившееся в большую беседу музыкантов о истории группы, музыке как феномене, значении денег и ремесле - о том, чего можно и чего нельзя ожидать от Billy’s Band.

dosug.by: Давно ли вы вынашивали идею записать целиком джазовый альбом?

Билли (с улыбкой): Давно. Это началось ещё в 2000-м году. Изначально Billy’s Band задумывался нами как группа… не как группа, а как кассета, которая будет записана с помощью профессиональных музыкантов. Я копил деньги на то, чтобы записать свои собственные песни с музыкантами, которых бы я нанял. Мы пошли бы в студию и записали бы мои песни в чисто джазовом ключе. Но на тот момент у меня не было с одной стороны денег, а с другой ещё и...

Михаил: ...музыкантов.

Билли: Ну музыканты… Не было связей, знакомств. Всё-таки это человеческий фактор - нельзя просто так прийти и сделать, надо в этом немножко пожить. И, к сожалению, потребовалось 16 лет, чтобы…

Андрей: ...пожить.

Михаил: ...наладить связи.

Билли: ...наладить связи, чтобы прийти к какому-то пониманию, как это на самом деле должно быть. И всё, что было в этот промежуток - это были попытки это сделать, но по-настоящему получилось только сейчас. Сам процесс записи шёл следующим образом. Мы наняли ритм-секцию в виде уже существующего коллектива, который называется Jazz Classic Trio в лице Андрея Зимовца (фортепиано), Николая Затолочного (контрабас) и Егор Крюковских (барабаны). Дальше наши песни, музыку для которых написал Михаил, а текст - папа Андрея, я скомпоновал, записал и спел. Кое-что подредактировал. Поскольку в данной работе каждый занимался чётко своей задачей, работа шла просто, очень быстро и, как мы говорим, “на хлопок” - именно так называется последняя композиция в альбоме. Каждая песня была записана со второго-третьего дубля - такой лёгкости ещё никогда нам не встречалось за все эти 16 лет. Поэтому название этого альбома родилось исподволь: как бы само собой, слегка, на хлопок, пренебрегая, невзирая… Из всех этих вариантов мы выбрали название “Слегка”. Оно лучше всего отражает положение дел в группе Billy’s Band на сегодняшний день, на момент 15-летия группы. 

dosug.by: Билли, когда вы услышали про новый альбом, то счастливо улыбнулись. Считаете ли Вы его венцом своего творения? Перестанете ли вы смешивать блюз, джаз и рок, как делали до того?

Михаил: Предыдущий наш альбом был “In Rock”, сейчас джазовый… Вы говорите, раньше мы играли джаз - это не так. Мы пытались, мы…

Андрей: ...имитировали.

Михаил: Мы его скорее пропагандировали, чем играли по-настоящему. Чтобы играть джаз, нужно очень серьёзно владеть вопросом. Для этого мы и пригласили профессиональных джаз-менов: чтобы они изложили наши музыкальные мысли так, как это должно быть в этом жанре. Не “как бы“, как мы это делали. Чтобы не возникало вопросов вроде: “Скажите, а… а в каком направлении это?..”, здесь такого вопроса не возникнет. Если послушать пластинку, нельзя сказать, что это блюз, фьюжн или какое-то смешение стилей, или новое направление на грани жанров. Одним словом - это джаз, и мы такого ещё не делали. Это кардинально отличается от всего остального на русском языке, вот и всё.

dosug.by: Ваши музыкальные мысли переданы при содействии профессионального джаз-бэнда. Как Вы пришли к такому взаимопониманию?

Михаил: Мы уже разговаривали с ними на одном языке, у нас был опыт работы с ними: Билли их знал по их концертной деятельности и порекомендовал мне их для записи моего сольного альбома. Этот альбом мы вообще записали с полуслова. Понимаете, с профессиональными музыкантами очень легко работать: ведь задача приглашённого артиста не просто показать своё мастерство, а на профессиональном уровне изложить предоставленный материал. Они это сделали потрясающе, как и должно быть: безо всяких отклонений, новых течений.

Билли: И сотрудничество такого рода как раз и дарит ту улыбку счастья, радость совместного музицирования. Не просто музицирования - а это ещё и фиксируется на носителе! Это третий вопрос - популярно это, нужно кому-нибудь или не нужно, но вот у нас есть пластинка, которая в принципе имеет шанс проваляться где-то и сто лет. Не важно, будут её слушать или нет - у нас есть зафиксированное счастье музыкального взаимодействия. Это, поверьте, стоит прям дорогого.

Михаил: И ещё: сотрудничая с такими музыкантами, мы же учимся, и это, конечно, опыт потрясающий. Рост, расширение горизонтов, повышение музыкального интеллекта - тут очень много плюсов, очень много.

Билли: Духовное обогащение, как бы пафосно это не звучало.

Михаил: Но так и есть.

dosug.by: А песню “Слегка” вы записали в Нью-Йорке?

Михаил: Нет, она просто сочинилась в Нью-Йорке. Весь этот альбом мы писали дома очень быстро. Там не было никаких затяжных моментов: у меня были наработки, я приехал домой, записал ноты, пригласил ребят, мы посидели-поколдовали с Андреем Зимовцом, достаточно быстро сделали аранжировку (аранжимент), потом Билли всё это дело разбирал… Там был выбор: одно дело, когда человек мучается, еле-еле наскребаешь из двадцати дублей пять нот, как бывало у некоторых музыкантов, в том числе и у меня, а тут три дубля - и не знаешь, что с этим делать. Ты понимаешь, что тебе нужно выбрать только один, а два остальных ты просто выбрасываешь.

Билли: И первый раз в жизни стало понятно, почему у джаз-мэнов есть “take 5”, “take 6”. Они выпускают альбом, а дальше идёт по пять, по шесть дублей, потому что они все по-своему шедевральны. И мысли, которые ну просто жалко выбросить на помойку.

 dosug.by: А вы не задумывались о том, чтобы сделать так же?

Билли: У нас всё-таки вокальное искусство, поэтому, как бы там ни было, мелодия будет та же и слова будут те же. Да, будут разные аранжименты и соло…

Андрей: Учитывая новые технологии, я уже давно задумывался о том, что любой альбом любой группы должен быть выпущен с возможностью свести его так, как слушателю угодно.

Билли: Запишешь альбом - одни говорят, что голос слишком звучит тихо, другие - что не слышно баса.

Андрей: Ну так подними! Это прекрасная опция.

Михаил: Профессиональное караоке.

Билли: Интерактивный творческий процесс. То есть последней инстанцией является сам потребитель. И в обществе потребления это было бы логично. Точно так же, как собрать своё лего - собери свою музыку!

Михаил: Есть ещё следующая стадия: Beck выпустил альбом нот (“Song Reader”, 2012 - прим. редактора)

Андрей: Но он же попросил людей со всего мира прислать свою версию, записанную на основе его нот и его текста.

Михаил: Мне непонятно, как можно выпустить свою версию, имея партитуру. Это как? Там ведь всё прописано!

Билли: Ну как. Вот например, мы можем с тобой поспорить, что такое moderato.

Михаил: А, в этом смысле!

Билли: Давай поспорим, что такое четверть с точкой. (смеются)

dosug.by: От вас в будущем можно ожидать multitrack-альбома?

Билли, Михаил (хором): Нет, нет.

Билли: Мы и так отходим от конъюнктуры. Потому что, конечно же, люди от нас ждут совсем другой музыки, и мы прекрасно отдаём себе в этом отчёт. И нам не хотелось бы обманывать людей.

Андрей: И себя, в первую очередь.

Билли: Как ни странно, лучшие хиты Billy’s Вand были написаны специально для людей. Вот мне в 2007 году ребята сказали, что надо написать новый хит. Я тогда не хотел ничего писать, и сказал, что скорее всего (с моей точки зрения) получится фигня, но песня действительно стала хитом!

Андрей: Это какая песня?

Билли: “Отоспимся в гробах”! Самый настоящий хит.

Андрей: А у меня есть альтернативный ответ на этот вопрос. Лично я считаю, столько лет наблюдая эту группу - а я наблюдаю её с самого дня основания, - считаю, что от группы Billy’s Band можно ожидать чего угодно в какой-то момент времени. Никто никогда не останавливается: если человек останавливается, то он умирает.

Билли: Я так не считаю. Мата со сцены точно можно не ожидать, задниц голых - есть целый список табу. 

dosug.by: А есть ли песня, которую, по-вашему мнению, публика недооценила? Вы ведь только что говорили, что хитами стали песни, написанные для людей.

Билли: “Безголовый”, мне кажется. Наверное, просто очень сложно её слушать - она длится около десяти минут и там нету хитового припева.

Михаил: Нельзя сказать, что она недооценена - я знаю людей, которым эта песня очень нравится.

Билли: И потом, какие критерии оценки? Не монетизация же является критерием успеха. Согласны? Монетизация - это последнее дело. И количество людей тоже… Как мы можем судить об успешности или адекватной оценке?

Андрей: Может, люди не ходят на концерты, они затворники, но тихо сидят и слушают “Безголового” дома и понимают, что, слушая эту песню, им даже из дома не выйти - страшно. Не то что до концерта дойти и увидеть толпу людей. Меня вот тоже это пугает.

Билли: Да. У нас есть песня, не очень популярная, называется “Некуда”. И тем не менее, одна известная артистка именно эту песню почему-то выделила из всего того, что она услышала. Как это можно объяснить? Не знаю.

Михаил: Поэтому не существует адекватных критериев оценки популярности песен Billy’s Band. Мнения нет. 

dosug.by: А монетизация для вас на последнем месте? Альбомы вы распространяете бесплатно, или же по системе name your price.

Билли: Мы считаем так: если человек хочет получить что-то бесплатно, он имеет право на это. Если он хочет за что-то заплатить - он тоже имеет на это право. Мне кажется, в этом и заключается свобода каждого из нас: поступать так, как тебе диктует сердце или, например, твой бортовой компьютер. Например, Андрей никогда ничего не украдёт - он пойдёт в ITunes и купит, и получит от этого своего рода удовольствие.

Андрей: Я верю, что те деньги, которые я заплачу, пойдут прямиком артисту. Вот я почему-то слепо в это верю.

Билли: Правильно. И когда ты идёшь на концерт музыканта, которого ты всем сердцем любишь, ну почему ты должен “вписываться”? Испокон веков, когда люди шли в церковь, они приносили деньги на поддержание общего дела.

Михаил: Хотя их, в общем-то, никто не заставлял.

Андрей: Я знаю множество достойных людей, которые бесплатно берут музыку в интернете и понимаю, что они тоже имеют на это право. Тот же Борис Борисович Гребенщиков говорит, что его музыка принадлежит всем.

Билли: Музыка - это как воздух. Нельзя сказать, что он принадлежит кому-то - точно так же и музыка. Почему ты думаешь, что если тебе пришла в голову мелодия, то её не сочинил уже кто-то, тебе неизвестный? Если у тебя больше связей в этом мире - значит, это твоя мелодия? Если у тебя есть лицензия на добычу нефти - вся нефть твоя? Нет, это наше общечеловеческое достояние. А деньги - это временные условности. Когда-нибудь, наступит время, когда денег не будет. Как писал Владимир Ильич Ленин, нам нужно выпускать купюры… Где он это писал?

Михаил: 17-й том (смеются)

Билли: Нам нужно выпускать деньги на некачественной бумаге, чтобы купюры быстрее изнашивались, и народ отвыкал от денег. Вот в этом смысле я с ним полностью согласен!

Андрей: Это ты про деноминацию?

Билли: И про деноминацию. Потому что эти нули, они у людей в глазах отражались. Когда они исчезли - даже легче дышать стало. Это правильно. Если ещё пару раз так сделать, когда нули будут с другой стороны от цифры…

Андрей: Это как?

Билли: Ноль, запятая, ноль, ноль… пять. Это мало? Если проводить деноминацию каждый год на четыре нуля…

Андрей: Да можно проще: “С вас минус четыре рубля” (смеются). Ход беседы мне уже начинает нравится.

Билли: Развлекательный, говорите, у вас портал?

dosug.by: Информационно-развлекательный.

Билли: А, так всё-таки, информационный. Развлекаете информацией?

dosug.by: Развлекаем информацией, информируем о развлечениях - стараемся. Расскажите, какие концерты можно считать удачными, какие нет? Были ли у вас те, которые можно сходу вспомнить?

Михаил: В Таллине был неплохой.

Билли: Да, один из… Нет, у нас нет удачных или неудачных. Когда к нам подходят люди и благодарят за нашу музыку, за наши песни и за то, что мы есть в принципе, мы всегда говорим - спасибо! - что мы просто делаем свою работу. Любой на нашем месте поступил бы так же. Милиционер должен быть хорошим милиционером, музыкант - хорошим музыкантом, политик - хорошим политиком, уборщица - хорошей уборщицей.

Андрей: Журналист - хорошим журналистом.

Билли: Это - наш принцип.

Андрей: ...режиссер - хорошим режиссером, оператор - хорошим оператором, звукорежиссер… (смеются)

Михаил: Так что концерты все удачные. Есть легкие, есть тяжёлые. Но это уже не зрителей проблемы - это наши проблемы. Значит, плохо подготовились.

Билли: Почему-то среди музыкантов бытует мнение, что заниматься не нужно. А ведь музыкант - это точно такая же профессия, как юрист или врач. Я недавно открыл свой диплом педиатра, и там написано, сколько часов каждому предмету было посвящено. И понял, что девять тысяч часов я посвятил медицине. Я подумал: “Неудивительно, что я не очень-то комфортно себя чувствую в музыке, я ведь не посвятил обучению музыке девять тысяч часов”

Михаил: Пока что.

Билли: Отыграл я, может быть, и больше, но фундаментальному изучению этой науки, этого явления я столько не посвятил. Поэтому мне и тяжело как музыканту, но это уже моя проблема.

Андрей: Кстати, относительно хороших, удачных и неудачных концертов: тут мнение публики и самих музыкантов очень часто разнятся. Бывает, что ты выходишь с концерта полностью разбитый и понимаешь, что плохо сыграно и здесь, и там. Но подходят люди, и пишут после бесконечные комментарии о том, какой чудесный концерт. И ты думаешь: “Почему? За что?!”. Я же знаю все ошибки, насколько там всё было энергетически провалено!

Билли: Кстати, внутри коллектива тоже есть разные мнения по разным концертам: у кого-то тяжёлый, у кого-то лёгкий.

Андрей: А бывает наоборот: когда мы выходим со сцены воодушевлённые, а люди потом пишут: уже не те, какие-то вялые, Билли - не Билли.

Михаил: Я помню, то ли в Кемерово мы играли, то ли где-то ещё… лет десять назад, там такой был отрыв! Мы тогда…

Андрей: ...пропагандировали отрыв.

Михаил: Как жестко мы играли! А кто-то подошёл - я это слово тогда впервые услышал - и сказал: “что-то вы забронзовели”. Даже “загламурились”. А у нас там тогда такой “чернозем” стоял! В рваных плащах играли - просто вакханалия, кошмар какой-то. (смеётся)

Андрей: Опять-же, объективности в искусстве быть не может. Да и не в искусстве.

Михаил: Объективность есть в ремесле.

Билли: Вот человек играет нестройно - ему так и говорят. А на следующий день он играет так же - клёво!

Андрей: А на следующий день появился новый строй! И добавились четвертьтона…

Михаил: Играл не ритмично, а потом “о, какие синкопы интересные добавились!”. Нет, в ремесле, конечно, есть.

dosug.by: Случались ли у вас ошибки или незапланированные импровизации, которые потом стали частью следующего альбома?

Михаил: Это не ошибка.

Билли: Это гениальная ошибка.

Михаил: Вообще, самая лучшая импровизация - подготовленная дома импровизация. Но, бывает, для себя наиграешь какую-то классную фразу, запомнишь её и используешь потом. У меня так бывает часто. Родился контрапункт - закрепил его. Поиграл полгодика, надоело - другой сочинил. Я понимаю, о чём вы: не туда наступил и клёво зазвучало, но так… так только у гениев, наверное.

Билли: У нас если ошибка - то это ошибка. И ничего не попишешь.

Михаил: Какой-то композитор так писал. Зубную щётку в тушь - и на нотный стан. И только длительности поставить - а там уже не важно (смеются). Хотя и говорили, что если написано красиво, значит, и звучит красиво.

dosug.by: Подводя итоги: на будущее есть ли у вас какие-либо конкретные планы, наработки?

Билли: Да, но мы пока держим в секрете наши планы на будущее. 

dosug.by: То есть, действительно можно ждать всего, чего угодно?

Билли: Всего, чего угодно - нет. Только хорошего.


 

Выражаем благодарность за помощь в организации интервью ресторану "Друзья".