Направление retrowave стремительно набирает популярность: основанный на целой эпохе, retrowave неоднозначен и разнообразен, что даёт многим музыкантам простор для творчества. В Минске мастеров жанра принимают хорошо - за этот год мы имели возможность увидеть чуть ли не самых интересных артистов ретровейв-сцены. После весеннего выступления триумвирата Dan Terminus, GosT и Perturbator, а также нескольких вечеринок, осень оказалась не менее воодушевляющей: в начале сентября в Минске выступили Carpenter Brut, а в минувшее воскресенье - мрачный калифорнийский дуэт Dance With The Dead.
Несмотря на то, что группа активна лишь с 2013 года, музыканты на редкость плодовиты: выпущено уже пять полноценных digital-релизов, и они не собираются останавливаться. Интересно, что ни один альбом до сих пор не был выпущен на CD.
У Тони Кима и Джастина Поинтера за плечами участие в нескольких метал-группах, что слышно в каждом альбоме: тревожные мотивы и агрессивные гитарные риффы на грани индастриала заставляют “танцевать насмерть”. Раз за разом зал срывался на крик, что не могло не радовать музыкантов.
Как и было обещано, помимо треков из последнего альбома “The Shape”, калифорнийцы порадовали несколькими более ранними песнями и ремиксами на знаменитые песни Queen, Metallica и Daft Punk, а кроме того, ремиксом на Reigh in Hell от GosT, под оригинал которой многие уже станцевали в марте.
С Dance With The Dead разделили сцену известные минским поклонникам артисты, создавшие ретровейв-сообщество Minsk ‘81. За три недели до этого они выступили перед Carpenter Brut и оба раза заслуженно срывали овации.
Сейчас это единственное подобное объединение в Минске (если не в Беларуси). О его развитии охотно рассказал музыкант, продюсер и арт-директор бара “Хулиган” Ezhi, или Егор Костюченко, стоящий у истоков Minsk ‘81.
- С чего началась минская ретровейв-тусовка?
- Минская тусовка началась года полтора назад с того, что я и Женя Tune Crashers, с которым мы сейчас выступаем и пишем музыку, выяснили, нам обоим нравится этот стиль, но тогда она не был здесь никак представлен. Ни артистов, ни мероприятий - это был очень ограниченный круг любителей. Сделали пробную вечеринку - это ещё не был Minsk ‘81 - и она прошла довольно-таки неплохо. Решили повторить и в итоге, кажется сделали пять серий вечеринок Minsk ‘81, и с каждым разом публики было больше. Мы завели себе паблик, стали выкладывать туда нашу музыку. Женя издаётся на американском лейбле Future City Records - один из основных лейблов ретровейв-музыки. Последняя вечеринка прошла летом и мы решили, что пора переходить в лайв-формат. До этого мы играли DJ-сеты, потом к нам присоединился Андрей Starblaster, который импровизировал с нами. Чуть позже стали вставлять уже собственные треки в DJ-сеты и были готовы сделать свою полноценную “живую” программу.
- А что вы ставили вначале?..
- Ремиксы, чужие треки, потом свои треки, всё вперемешку - самую разную музыку, объединённую звучанием эпохи восьмидесятых. Постепенно присоединялись операторы, которые снимали нам ролики - был даже человек, который использовал кассетную камеру. Присоединялись фотографы, дизайнеры - постепенно появилось небольшое коммьюнити. А прошлой весной приехал первый большой артист - Perturbator.
- Тогда, помнится, пришла пара сотен человек - примерно как сейчас.
- Да. Тогда прошло всё очень хорошо. Perturbator был не один - с ним были Dan Terminus и GosT. GosT, кстати, сейчас на подъёме - его рейтинги зашкаливают, и это большая удача, что тогда они приехали все вместе. Концерт прошёл успешно - у публики есть интерес. Всё это развилось до того, что произошло сегодня.
- Ретровейв среди других жанров как глоток свежего воздуха, но надолго ли? Уже сейчас многие артисты равняются на Perturbator, Carpenter Brut и других видных исполнителей. Как вы сами боретесь с однообразием?
- К примеру, сегодняшнее наше выступление базировалось на альбоме Жени Tune Crashers. Его треки мы дополнили своими партиями - так и сделали концертную программу. Все мы пишем музыку - я, Watu и Starblaster. У каждого есть своё звучание, свои фишки - мы вносим разнообразие, включая в программу треки каждого из нас. Например, у Жени более техногенное звучание, я больше люблю гитарный метал-звук, Антон Watu - lover style, Андрей Starblaster тоже любит мелодичное звучание. У всех есть сильные стороны.
- Как думаешь, стоит ещё ждать больших концертов в Минске?
- Думаю, да. К сожалению, артистов “с именем” на ретровейв-сцене не так много. Да, есть огромное количество артистов и продюсеров. Но тех, кто не просто жмёт на “play”, а выступает интересно, как, например, Carpenter Brut - с видеорядом, со светом, - таких очень мало. Буквально десяток, если не меньше.
- Ну, вы в этом плане отлично постарались. Tune Crashers уже издаётся на именитом лейбле, а какие у вас планы на будущее?
- Прямо сейчас нам нужно выпустить его альбом - на лейбле огромные очереди на выпуск. Я готовлю свой материал - наверное, сделаю небольшой релиз к зиме. У Андрея Starblaster есть ещё несколько проектов - TV Players с одним человеком из России, Watu тоже будет потихоньку выпускать синглы. У нас есть ещё планы, но я пока не хочу их раскрывать.
- И когда ждать новостей?
- Э-э-э, не знаю, в ближайшее время. Есть желание сделать ещё одно большое мероприятие осенью, а потом… потом хотелось бы уже куда-нибудь поехать.
- “Большое мероприятие” - это ещё одна вечеринка Minsk ‘81?
- Пока не могу сказать. (улыбается)
Приходится смириться с интригой и ожидать больше интересных мероприятий и релизов.